С 15 ноября 2021 года вступил в силу ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 99-З «О защите персональных данных». Данным документом предусмотрена административная ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Поправки касаются, в том числе, владельцев сайтов, которые собирают данные о посетителях, ведь они тоже являются операторами персональных данных.
Как же быть тем из пользователей Битрикс24, кто собирал персональные данные автоматизированно, с помощью, например, CRM-форм или Открытых линий?
Мы знаем, что наши клиенты – законопослушные люди, и хотим значительно облегчить для вас соблюдение этого закона и помочь избежать штрафов. Автоматизируем и это тоже!
Мы уже подготовили универсальное «Согласие на обработку персональных данных» для вашей компании и разместили его в CRM-формах и Открытых линиях.
В CRM-формах
Что нужно сделать вам:
- Заполнить реквизиты своей компании в настройках CRM. Если вы не заполните реквизиты, это можно будет сделать непосредственно при настройке согласия в CRM-форме.
- Указать e-mail, на который клиент сможет отправить запрос на удаление персональной информации. Согласно закону, вы обязаны отреагировать на запрос. Сейчас указан просто пример e-mail адреса, вы можете оставить его или сменить в настройках формы.
- Проверить настройки активных форм, убедиться, что согласие подключено и корректно отображается для клиента.
Что вы получите:
- 4 варианта подтверждения согласия на обработку персональных данных. Для этого выберите пункт Соглашения и нажмите на кнопку редактирование согласия:
- Согласие обязательно. Принято автоматически – галочка ✓ в графе принятия соглашения включена по умолчанию, соглашение на обработку персональных данных принимается автоматически. Форму можно отправить только при включенной галочке согласия.
- Согласие обязательно. Нужно чтение полного текста – галочка ✓ в графе принятия соглашения выключена по умолчанию, нужно обязательно прочитать и принять соглашение на обработку персональных данных. Форму можно отправить только при включенной галочке согласия.
- Согласие не обязательно. Принято автоматически – галочка ✓ в графе принятия соглашения выключена по умолчанию, соглашение на обработку персональных данных принимается автоматически. Форму можно отправить как с включенной галочкой согласия, так и без.
- Согласие не обязательно. Не принято автоматически – галочка ✓ в графе принятия соглашения выключена по умолчанию, можно прочитать и принять соглашение на обработку персональных данных. Форму можно отправить как с включенной галочкой согласия, так и без.
- Все поля из CRM-формы будут автоматически включены в текст согласия в качестве относящихся к персональным данным, даже если это просто комментарий.
- В настройках CRM-формы можно выбрать соглашение из списка, создать собственное или настроить текущее соглашение:
Также можно изменить реквизиты своей организации и указать третьи лица, которым могут быть переданы персональные данные (например, курьерская служба) – они тоже попадут в текст согласия:
- Можно выбрать или добавить собственные варианты использования персональных данных.
- Указанный e-mail для удаления данных также включается в текст согласия. Если на портале меньше 20 пользователей, то автоматически будет проставлен e-mail администратора портала.
В итоге это будет выглядеть вот так:
В Открытых линиях
Для открытых линий сначала нужно включить отправку предупреждения о сборе персональных данных. Это делается в настройках самой открытой линии во вкладке Соглашения:
Если нажать на ссылку Настроить, то откроется окно, где можно изменить реквизиты своей организации, указать третьи лица, которым могут быть переданы персональные данные, и e-mail для удаления данных:
После этого при начале разговора у клиента будет сразу выведено сообщение, предупреждающее о необходимости согласия на обработку персональных данных:
Согласие влияет на дальнейшее общение с оператором открытой линии:
- Онлайн-чат: Клиент не сможет продолжить общение с оператором, пока не согласится на обработку персональных данных.
- Остальные каналы: Если клиент продолжит писать в открытую линию, то это будет принято как согласие на обработку персональных данных.
Если далее клиент в чате прямо уведомит, что не согласен с обработкой персональных данных, то его данные должны быть удалены.
Хранение списка полученных согласий
Ключевым моментом нового порядка также должно стать хранение всех полученных согласий. Т.е. если какой-то пользователь общался с вами в открытой линии или CRM-форме и подтвердил обработку своих персональных данных, то это отразится в списке, и вы сможете проверить, действительно ли человек давал согласие.
Список можно найти в следующих местах:
- В настройке CRM-формы:
- В настройке открытой линии:
В списке будут отражены предоставленные человеком данные, дата согласия, IP-адрес и ссылка, с которых он заходил: