Разработка шаблона бизнес-процесса, лично для меня, всегда дело очень увлекательное. Чем-то похожее на собирание пазла. Все детали нужно расположить правильно и только тогда получается по-настоящему крутой результат.
Но, как и в пазлах, если при создании бизнес-процесса мы изначально выбираем неверное направление, то работа может затянуться и доставить хлопот. Поэтому в первую очередь нам нужно определиться с типом создаваемого бизнес-процесса. Они бывают последовательными и со статусами.
Что такое последовательные бизнес-процессы
Последовательный бизнес-процесс - это набор шагов, которые выполняются по порядку, пока все не завершатся. Он похож на обычную блок-схему, описывающую алгоритм решения задачи.
Что такое бизнес-процессы со статусами
Бизнес-процесс со статусами представляет собой набор отдельных состояний (статусов). Каждый статус по сути является отдельным последовательным процессом, который взаимосвязан с остальными.
При переходе бизнес-процесса в любой из статусов выполняются действия, реализующие его.
Среди действий должна быть и установка нового статуса, чтобы процесс мог продолжить свое исполнение и перейти в другой статус. Если такого действия нет, то текущий статус считается конечным и бизнес-процесс завершается.
Чтобы более подробно ознакомиться с работой процессов со статусами, кликните здесь.
Какой тогда тип мне выбрать
Для начала, подчеркну, что нет неправильного выбора. Практически любую задачу можно решить с помощью каждого из типов бизнес-процессов. Однако правильный выбор может значительно упростить создание, а значит сэкономить ваше время и усилия!
Последовательный бизнес-процесс лучше выбрать тогда, когда необходимо выполнить какую-то определенную цепочку действий. Например, утверждение отпуска. Все документы просто по очереди направляются ответственным, которые должны их утвердить.
Бизнес-процесс со статусами стоит выбрать , если решаемая задача очень сложна и нелинейна, но при этом всю работу можно разделить на отдельные, взаимосвязанные состояния. Например, работа издательского дома. Сначала большая группа авторов работает над проектом, потом он отправляется на редактуру, далее его могут направить как на печать, так на доработку. В общем, процесс достаточно сложный, поэтому разумно разбивать его на составляющие.
Как начать работу с шаблонами бизнес-процессов
Рассмотрим на примере, как начать создавать шаблоны бизнес-процессов обоих типов.
Как вы заметили, при создании последовательного процесса мы просто переносим и настраиваем действия. Для процесса со статусами, сначала мы создаем сами статусы, а уже потом настраиваем их.
Надеюсь, мне удалось помочь вам определить необходимый тип бизнес-процесса, а их реализация вам тоже будет приносить только удовольствие:)