Прочитайте готовые ответы
Новые статьи
Поддержка Битрикс24
Регистрация и вход
Тарифы и оплата
С чего начать
Задачи и проекты
Мессенджер
Коллабы
Главная страница: наш вайб
Группы
Календарь
CRM + Интернет-магазин
Диск
База знаний
Сайты
Интернет-магазин
Складской учет
Почта
CRM
CoPilot — AI в Битрикс24
Битрикс24 КЭДО
Подпись
Маркетинг
Сквозная аналитика
Центр продаж
CRM-аналитика
BI Конструктор
Автоматизация
CRM.Оплата и Доставка
Интеграция 1С и Битрикс24
Компания
Бизнес-процессы
Приложения
Контакт-центр
Настройки
Моя страница
Телефония
Мой тариф
Энтерпрайз
Enterprise HRM
Битрикс24 Мессенджер
Общие вопросы
Битрикс24 в коробке
1С-Битрикс24: Интернет-магазин + CRM
Изменения в статьях (архив)

Поддержка24

Общие правила использования рассылок

Email-рассылки являются одним из важных способов для общения с клиентами. Важно понимать, что любая ваша рассылка может быть воспринята клиентом как нежелательная, особенно когда клиент не давал вам согласия на ее получение.

Спам — массовая рассылка рекламы или других сообщений людям, которые не давали на это согласия.


Законы РФ и рассылки

1. Федеральный закон «О рекламе»

Любая информация, рассылаемая вами с помощью email, SMS, любых мессенджеров или push-уведомлений, попадает под действие Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Закон «О рекламе» требует, чтобы адресат сам согласился получать рассылку (глава 2, статья 18, п.1). Если вы без явного согласия пользователя делаете рассылку, вы нарушаете закон.

За нарушение закона «О рекламе» предусмотрены штрафы (КоАП РФ, cтатья 14.3, п.1):

  • физические лица — от 2 000 до 2 500 рублей.
  • должностные лица — от 4 000 до 20 000 рублей.
  • юридические лица — от 100 000 до 500 000 рублей.

2. Федеральный закон «О персональных данных»

Также рассылки регулируются Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Осуществляя рассылки, вы имеете дело с персональными данными – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Например персональными данными являются ФИО, email и номер телефона.

Если пользователь не разрешил использовать свои персональные данные, то использовать их в рекламных целях незаконно (глава 3, статья 15, п.1).

За нарушение закона «О персональных данных» предусмотрены штрафы (КоАП РФ, cтатья 13.11, п.2):

  • физические лица — от 3 000 до 5 000 рублей.
  • должностные лица — от 10 000 до 20 000 рублей.
  • юридические лица — от 15 000 до 75 000 рублей.

3. УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации»

Если вы собрали адреса email незаконно, например скопировали из открытых источников, купили базу контактов или взломали подписную базу конкурентов, вы нарушаете УК РФ, статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» (глава 28, статья 272, п.1).

За нарушение УК РФ, статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»:

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или дохода за период до 18 месяцев
  • либо исправительные работы до 1 года.
  • либо лишение свободы или принудительные работы сроком до 2 лет.

Как не нарушать закон

Любой пользователь, который не давал своего согласия на получение рассылки, может подать заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Достаточно лишь скриншота письма рассылки, чтобы принять заявление и начать проверку со стороны ФАС.

Так что нужно сделать, чтобы не нарушать закон?


1. Согласие на рассылку

Адресат должен предварительно лично дать согласие на рассылку. В противном случае рассылку могут отклонить, принять за спам или пожаловаться в ФАС.

Мы советуем сделать пустой, незаполненный чекбокс (галочку), нажимая на который пользователь сможет подтвердить свое согласие. Почему пустой? Активный чекбокс хоть и не нарушает закон, но может привести к расследованию со стороны ФАС. Также напротив чекбокса должно быть четко и ясно написано – ставя галочку, пользователь подписывается на рассылку.

Это отдельное обязательное условие, оно не зависит от наличия Пользовательского соглашения и Разрешения на обработку персональных данных.

2. Двойное подтверждение

Идеальным вариантом получения согласия на подписку будет двойное подтверждение (double opt-in) – пользователь дает согласие на сайте, а в первом письме ему нужно еще раз подтвердить свой email для подписки. Таким образом, пользователь дважды подтверждает свое намерение получать от вас рассылки.


3. Лог-файлы

Вы должны хранить информацию о том, кто, как и когда согласился на вашу рассылку. При возникновении спорных ситуаций или проверок со стороны ФАС вы сможете доказать, что пользователь сам согласился на рассылку.


4. Пользовательское соглашение

В Пользовательском соглашении должны быть записаны ваши отношения с пользователем. Пользовательское соглашение должно быть на сайте в открытом доступе, чтобы с ним мог ознакомиться любой пользователь.

Ссылку на Пользовательское соглашение нужно также разместить на странице подписки и в самой рассылке.

В Пользовательском соглашении должна быть информация:

  • О рассылке рекламных сообщений – какие письма вы будете отправлять.
  • Об условиях подписки и отписки – о том, как подписаться на рассылку и как от нее отписаться.
  • О хранении и обработке персональных данных – где хранятся персональные данные пользователей вашего сайта и как вы их используете.

5. Согласие на обработку персональных данных

В форме подписки добавьте пустой чекбокс (галочку) с текстом «Согласен на обработку персональных данных». Также здесь же будет уместной ссылка на соответствующий раздел о персональных данных в Пользовательском соглашении.

Чекбокс лучше оставлять пустым, чтобы пользователь сам его активировал. По умолчанию заполненный чекбокс не нарушает закон, но может также привести к проверке со стороны ФАС.

6. Информация о компании

В рассылке обязательно указывайте информацию о вашей компании: название, контакты, адрес сайта.

Также важно в письме указать, откуда у вас email пользователя, чтобы он понял, что сам согласился получать рассылку.


6. Ссылка на отписку

В каждом письме должна быть ссылка на отписку. Если человек больше не хочет получать письма, у него должна быть возможность отписаться от рассылки. Каждый отписавшийся пользователь должен быть удален из базы вашей рассылки. За этим вы также должны следить.

Ссылка на отписку от рассылок должна быть хорошо заметна. Должно быть четкое описание, что произойдет после нажатия на ссылку отписки. Желательно, чтобы отписка была быстрой, в 1-2 клика без лишний действий на сайте.

В Битрикс24 вы не сможете отправить рассылку, если в письме нет ссылки на отписку от нее.

Как Битрикс24 реагирует на спам

Если мы получаем от клиентов, провайдеров или почтовых сервисов жалобу, что с какого-то Битрикс24 рассылается спам, то мы блокируем на время разбирательства возможность отправлять любую почту (Лицензионное соглашение Битрикс24, пункты 8.1 и 10.5).

Далее отправляется сообщение администратору Битрикс24, что поступило жалоба.

Администратор Битрикс24 должен доказать, что база e-mail адресов рассылки была собрана легальным путем и адресаты из жалобы дали согласие на получение рассылки. Поэтому важно сохранять всю информацию добровольных подписок ваших клиентов на рассылки.

Дальнейший план действий вам объяснит оператор Поддержки24.


Следуя простым правилам, ваши рассылки будут доходить до нужного адресата, и, главное, не будут нарушать права ваших клиентов!

Ссылки по теме:



Спасибо, помогло!
Спасибо :)
Не помогло
Очень жаль :(
Помощь интегратора
Это не то, что я ищу
Написано очень сложно и непонятно
Есть устаревшая информация
Слишком коротко, мне не хватает информации
Мне не нравится, как это работает